Участники проекта в Перми

Выставку открывает зал с подлинными листами гербария, 
которые хранит Пермский университет. Рядом — истории о людях, 
они жили в Перми и на территории края в трудное время 
советского государственного террора, когда у людей было больше
обязанностей и страха за жизнь, чем прав и возможности жить. 
Сухие растения на листах гербария помогают почувствовать 
пермские истории трудного прошлого. На этикетках —
памятные следы времени, людей, событий и мест. 
Зачем об этом рассказывать и вспоминать? Мы, на ощупь 
и не зная дороги, уходим от привычек, слов, отношения к себе и другим, 
которые остались в нас от недавнего времени. Мы пробуем вспоминать 
и беречь людей. Вспоминать и учиться видеть сложность человека. 
Прощать и помнить, что агрессия в каждом из нас может вспыхнуть от страха.
Что согласиться с жестокостью и несправедливостью несложно, если
перестать считать кого-то человеком. На выставке есть слова людей,
переживших это несправедливое время. И истории людей, продолжавших 
собирать то, что мы сегодня чувствуем и считаем наследием.

Читать далее →

Павел Степанович Богословский

Lythrum salicaria, дербенник иволистный, или плакун-трава.
Фотография Кирилла Логинова.

Выставка «Засушенному — верить» начала свое путешествие в гостеприимной Пермской художественной галерее (3D-панорама выставки на сайте галереи). Сразу после голландских натюрмортов и жанровых сцен XVIII века, в которых из предметов-символов складываются тексты, начинается зал историй Пермской земли. Мы сложили эти истории из листов гербария Пермского университета, их отобрала Елена Ефимик, доцент кафедры ботаники и генетики растений, и материалов, собранных отозвавшимися пермяками, подробнее о которых написано в полном перечне участников. Историю Павла Богословского подготовила Светлана Караваева, сотрудник учебно-научной лаборатории теоретической и прикладной фольклористики филологического факультета Пермского университета. Фотографии из Государственного архива Пермского края прислала главный археограф Жанна Надымова.

Читать далее →

Без родителей

Нонна Петровна Потапова. Родилась 24 апреля 1928 года в г. Перми. Отец, Петр Федорович Галанинский, расстрелян в январе 1938 года. Мать, Юлия Константиновна, провела в сталинских лагерях 8 лет.

«Дед мой, по маминой линии, был священником и все его прадеды тоже священники. Но в 1918 году, когда после белых пришли красные, они его избили и он умер. Это было в Карагае. Дед был очень интересным человеком, я читала о его жизни в книгах, которые называются Клировые ведомости: дореволюционные записи всех священников, которые работали в той или иной церкви.

Читать далее →

Открытие выставки в Перми

5 марта в 16.00 в Пермской художественной галерее состоится открытие передвижной выставки Биологического музея им. К.А. Тимирязева и Международного Мемориала «Засушенному – верить», посвященной истории Соловецкого лагеря особого назначения. Это соединение архивных документов, научных исследований и театральной сценографии. О людях, попавших в условия жестоких репрессий, рассказывается под неожиданным углом – через лист гербария, который выступает как научный источник, символ памяти, архивный документ, способ почувствовать хрупкость жизни. 

Читать далее →

Доклады, выступления, публикации о проекте

Читать далее →

Подготовка к выставке в Перми

На фотографии — сборы Пермского университета за 1937 год — шесть листов Анатолия Пономарева, будущего заведующего кафедрой ботаники.

На фоне непрекращающегося мелькания крепких подтянутых тел Дайнеки и восторгов его мастерством начали работать с Машей Ромашовой над материалами для вступления к выставке проекта «Засушенному — верить» в Пермской государственной художественной галерее по приглашению Юлии Тавризян, — выставку будут начинать листы гербария Пермского университета и трагические истории Пермского края, собранные Пермским «Мемориалом».

Читать далее →

Доклад на ХI Всероссийской конференции Ассоциации естественно-исторических музеев России

23—25 октября 2019 года в Государственном Дарвиновском музее состоялась
ХI Всероссийская конференция Ассоциации естественно-исторических музеев РФ Российского комитета Международного совета музеев «Интерпретация природного наследия музейными средствами: перспективы, проблемы, решения». Автор проекта «Засушенному — верить» Надежда Пантюлина выступила на конференции с докладом “«Засушенному — верить», или Как выйти за рамки привычного восприятия”.

Читать далее →

Воспоминания Надежды Пантюлиной о пилотной выставке проекта «Засушенному — верить» на NON/FICTION в 2017 году

Вот было испытание на скорость выстраивания смыслов и структуры. Когда вместо двух квадратных метров получаешь зал в семьдесят четыре.
Спасибо за доверие Наталье Эйхвальд.

На фотографиях — монтаж. Малозаметные следы в природе, собирая которые, мы приходим к ощущению, что память о событиях устроена красиво и сохранена в неожиданных местах и предметах. Что природа — текст. И можно научиться его читать. Что и лосиные какашки могут быть следами, по ним виден пол, время, состояние. Что неприятная на первый взгляд тема о трудных отношениях людей может повернуть нас лицом друг к другу и помочь понять.

Читать далее →

Журнал «Музей» о проекте «Засушенному — верить»

В августе 2019 года в журнале «Музей» вышла большая статья о проекте «Засушенному —верить». Этот материал можно прочитать в этой публикации.

«Выставка «Засушенному верить» не просто обращается к печальным страницам отечественной истории, но и доказывает, что иногда поводом для спокойного и осмысленного разговора о трудном наследии может стать простой гербарий.

Читать далее →

«Засушенному — верить» на КРЯКК

С 31 октября по 4 ноября в Красноярске прошла XIII Красноярская ярмарка книжной культуры.

Гостей фестиваля ждали содержательные дискуссии и круглые столы с экспертами из разных областей культуры, выставочные пространства, яркая детская площадка и, конечно, большое количество.

Тема этого года — «Локальные истории». «В фокусе локальной истории — жизнь человека во всем ее многообразии, на всей ее протяженности. Частный масштаб – это возможность проследить, как сквозь катастрофы, несчастья прорастала жизнь. Так локальная история не только фиксирует травму, но и становится способом изжить ее», — из официального пресс-релиза КРЯККа.  

Читать далее →