Проект предлагает новый способ представления коллекции гербария музея.
Для ботаника растение — текст. Голоса растений — спутников заключенных ГУЛАГа — тихи и слышны только понимающим их.
На основе гербария музея, научных описаний растений-переселенцев, а также материалов партнеров проекта на выставке предоставлено свидетельство перемещений людей и растений во времена ГУЛАГа.
Неожиданные свидетели страшного прошлого — растения, что они могут рассказать современным людям о жизни заключенных в лагерях? Это можно узнать на передвижной выставке «Засушенному – верить» Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева.
Эта выставка о памяти, хрупкости и неявных следах. Глаз проскальзывает мимо, пока мы не знаем, что это следы. Уходят люди, исчезают и травы-переселенцы, но остаются гербарные листы — документ, подтверждающий, что переселенцы — люди и травы — были. Ботаники на выставке — переводчики, расшифровывающие «язык» растений.
В экспозиции представлены гербарии Государственного биологического музея имени К. А. Тимирязева, Московского университета имени М. В. Ломоносова, Главного ботанического сада имени Н. В. Цицина РАН, Ботанического института имени В. Л. Комарова РАН, Международного Мемориала*, Музея Норильска, Воронежского государственного университета и частного собрания ботаника и краеведа Марины Трифоновой. Все они приготовили листы гербария и истории с ними связанные: гвоздики со взлетной полосы московского аэродрома, зеленый ковер трав на месте женского отделения Норильлага, пять подвешенных вниз головой стеблей из сборов натуралиста, шпионившего за декабристами и Пушкиным, листы соловецких заключённых, живые человеческие истории и переживший войны и перемещения, но сохраненный лист коллекции воронежского университета.
Выставка «Засушенному — верить» — это не только большое количество архивных документов, но и их осмысление художником Петром Пастернаком. Уникальность первой публикации передвижной выставки — участие современных художников Андрея Кузькина, Хаима Сокола, Ивана Щукина. Их работы — чувственные и мощные высказывания о хрупкости жизни. И документ деятельного сопротивления наших современников против забвения. Чтобы разглядеть малозаметные следы, достаточно почувствовать желание их найти. Чтобы сохранить эти следы, нужны усилие и воля.
Проект создан на грант Благотворительного фонда Владимира Потанина, он победил в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» 2017 года, получил диплом лучшего реализованного проекта 2019 года и специальную номинацию жюри Международного фестиваля «Интермузей-2019» за особый подход к созданию выставок. Эксперт сопровождения Марина Чередниченко.
Доклады, выступления, публикации о проекте
Автор проекта
Надежда Пантюлина — старший научный сотрудник Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева. Автор многочисленных путеводителей по музею, выставок: «Ковалиная река» о Юрии Ковале; «10 черепов, которые потрясли мир» (данная выставка стала финалистом конкурса на Интермузее-2014) и передвижного варианта с экспериментальной частью «17 черепов и зуб, или Изменение человека во времени» (победитель конкурса Департамента культуры города Москвы), участник дискуссии проектов-победителей на Интермузее-2015. Автор и куратор 4 курсов «Университета детей» Политехнического музея. Была экспертом Московского центра музейного развития. С 2015 эксперт Московской межмузейной программы «Семейное путешествие. Всей семьей в музей». Участвовала в дискуссии «Что московские музеи помнят о тоталитарном прошлом страны» (Интермузей-2016). Инициатор участия музея и установки знака «Топография террора» Международного Мемориала (грант «Музейный гид» 2016).
При подготовке проекта были использованы фото- и архивные документы Центрального архива ФСБ России,
Национального архива Республики Карелия,
Национального музея Республики Карелия,
Государственного архива Российской Федерации,
Государственной публичной исторической библиотеки России,
Государственной национальной библиотеки,
Российской государственной библиотеки,
Библиотеки биологического факультета Московского университета имени М. В. Ломоносова, кафедры высших растений биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова,
Администрации Беломорско-Балтийского канала,
Российского государственного архива социально-политической истории,
Архива и музея Международного историко-просветительского,
благотворительного и правозащитного общества «Мемориал»,
Архива при Информационном центре при МВД по Республики Карелия,
Государственного архива Вологодской области,
Музейно-выставочного комплекса «Музея Норильска»,
Национального архива Хельсинки,
архивов Ирины Галковой, Симона Шноля, Сергея Демичева, Николая Вехова, Ксении Кособоковой.
В проекте участвуют гербарии:
Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева,
Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова,
Главного ботанического сада имени Н. В. Цицина РАН,
Ботанического института имени В. Л. Комарова РАН,
Музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска»,
Воронежского государственного университета имени профессора
Б. М. Козо-Полянского,
Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал»*,
частного собрания ботаника и краеведа Марины Трифоновой.
Участники проекта:
Автор и куратор выставки Надежда Пантюлина
Сценография Петра Пастернака.
Свет Зиновия Бланка.
Художник Мария Волохонская.
Дизайн афиши Ирины Дилоян.
Типографика и вёрстка Виктории Кибе.
Звук Александра Шилова.
Рисунки Кати Осиповой.
Экспедиция проекта: Андрей Резников и Екатерина Деркач, Институт наук о Земле Санкт-Петербургского университета.
Работа с архивными документами Марии Шиловой.
Типология обвинений разработана Никитой Петровым при участии
Александры Поливановой, Анны Марголис, отредактирована Еленой Жемковой, Яном Рачинским из Международного Мемориала.
Находки возле бараков переданы для выставки Сергеем Плескачом.
Фотографии Симона Шноля, Владимира Вехова, Владимира Филина, Натальи Барышниковой, Ирины Галковой, Никиты Ломакина, Софьи Пантюлиной, Надежды Пантюлиной.
Публикации проекта и сайт Юлии Арсеевой (Смольченко).
Благодарим за подготовку гербарных листов и материалов к ним:
Анну Беденко (Воронежский государственный университет);
Наталью Федянину, Лилию Луганскую, Ольгу Шадрину, Дмитрия
Шебалкова, Максима Зверева (Музей Норильска);
Машу Трифонову (краеведческие московские истории);
Наталью Решетникову (Главный ботанический сад РАН);
Ирину Островскую, Светлану Фадееву (Международный Мемориал);
Дмитрия Гельтмана, Андрея Сытина (Ботанический институт РАН, Санкт-Петербург);
Алексея Серегина, Дмитрия Соколова, Владимира Филина, Сергея Баландина (Московский университет);
Инну Есенову (Биологический музей имени К. Тимирязева).
Подробно отвечали на вопросы и очень помогли советами и комментариями:
Ирина Флиге, Дмитрий Соколов, Алексей Серегин, Александра Горяшко, Сергей Майоров, Наталья Октябрева, Татьяна Бек, Татьяна Силаева, Инна Цыганок, Наталия Лебина, Алексей Куприянов, Владимир Филин, Алексей Кравченко, Татьяна Остроумова, Андрей Щербаков, Евгений Коблик, Ольга Биттенбиндер, Михаил Воробьев, Наталья Кудряшова, Наталья Белоусова, Сергей Баландин.
За подсказку найти стихи Шеймаса Хини благодарим Ирину Попову.
Благодарим людей, которые предоставили свои архивы:
Ирину Галкову (экспедиция Международного Мемориала*),
Симона Шноля (фотографии Вл. Ник. Вехова),
Павла Марченко (архив Аллы Зиминой),
Сергея Демичева (фильм о Вл. Ник. Вехове и фотографии),
Николая Вехова (фотографии и статьи),
Ксению Кособокову (воспоминания о Беломорской биологической
станции и фотографии).
Благодарим людей, которые помогали работать с архивами:
Алексея Паклина, Ольгу Вепринцеву, Ирину Шолохову, Анну Сидорову.
И людей, без которых была бы невозможна экспедиция проекта: Александра Цетлина, Александра Семенова, Вало Сивонена, Елену Краснову (Беломорская биологическая станция МГУ), Екатерину Толмачеву (Кандалакшский государственный заповедник).
Передали для проекта свои фотографии: Дмитрий Воронов, зимний беломорский лес, и Борис Вахмистров, бараки и снимки с планера, Юрий Рыбаков, бараки на других командировках беломорского побережья.
Книги для выставки передали:
Международный Мемориал*, Центр содействия реформе уголовного правосудия, Издательство «Новое литературное обозрение», адвокат Алексей Федяров, детские издательства при помощи Веры Тименчик Издательский дом «Самокат», Детское издательство «Розовый жираф», Издательство «КомпасГид», Издательство «Пешком в историю», остальные книги были куплены у четырнадцати букинистов из разных городов страны.
Выставка смонтирована с помощью Петра Бабицкого, Юлии Смольченко, Степана Рожанского, Шуры Буртина, Александра Туней и Ивана Зебрева, Александры Поливановой, Софьи Пантюлиной, Дмитрия Кокорина, Марии Ракитиной, Бориса Беленкина, Веры Тименчик, Ксении Тименчик, Алены Зуевой и Павла Паркина.
Благодарны Егору Ларичеву, Наде Максимовой, Андрею Рейнеру, Андрею Кузькину за помощь и советы. У проекта есть возможность получить еще одно доказательство с помощью генетического исследования благодаря подсказке Федора Кондрашова.
Выставку можно увидеть на расстоянии благодаря фотографиям Александры Астаховой, Наталии Деминой, Нади Максимовой, Александра Артамонова, Александры Коваль, Игоря Стомахина, фильму Дарьи Разумниковой, снятому по заданию Благотворительного фонда В. Потанина,
и опубликованным отзывам Риты Обшивалкиной, Марины Мацкевич,
Юлии Тавризян, Марии Фаликман, Ольги Дробот, Надежды Шапиро, Евгения Карпова, Татьяны Новоселовой, Марины Поливановой, Веры Тименчик, Ксении Тименчик, Солмаз Гусейновой, Ольги Гартман, Веры Ярилиной, Юлии Мацкевич; благодаря Ольге Орловой и съемкам в передаче ОТР «Гамбургский счет».
Оформлением документов проекта занимались Светлана Гусейнова, Александр Баркан, Илья Хахаев, Евгения Антонова.
*Международный Мемориал (решением Министерства юстиции Российской Федерации внесен в реестр иностранных агентов и ликвидирован, оспаривал решение в суде)