Выставка «Засушенному – верить» продолжает путешествие.
27 октября в 18:00 в Музее истории Екатеринбурга, холле здания на проспекте Ленина, 52, состоится открытие путешествующей выставки «Засушенному — верить», она соединение архивных документов, листов гербария, научных исследований и театральной сценографии. И взгляд
в трудное прошлое, но не для обид и обвинений, а для понимания нас сегодняшних. И внимательного всматривания в себя, малозаметные следы
в памяти, документах, в лесу.
В основе выставки история находки ботаником Московского университета трав возле разрушенных бараков Соловецкого лагеря особого назначения, трав, занесенных вместе с людьми за сотни километров от привычных мест жизни. История, в которой листы гербария уточняют архивные документы
и становятся символом памяти и способом почувствовать хрупкость жизни. Рядом рассказанные листами гербария история зеленого пятна трав
на месте женского отделения Норильлага; натуралиста, шпионившего
за декабристами и Пушкиным; и проросшего на месте безымянных могил ячменя.
В каждом новом городе выставка прирастает местными историями,
и в Екатеринбурге это пронзительные воспоминания и рисунки Анны Черепановой и сушеная картошка, которую они с мамой не смогли передать отцу. История Модеста Клера, выдающегося гидрогеолога, чьей экспертизой организовано водоснабжение крупнейших уральских заводов. История Марии Сторожевой, которая спасла гербарий Уральского общества любителей естествознания. И расследование жизни Георгия Струнникова, основанное на анализе собранного им гербария.
Это истории людей, переживших несправедливое время и продолжавших собирать то, что мы сегодня чувствуем и считаем наследием.
В выставке участвуют современные художники Андрей Кузькин и Иван Щукин.
Сопровождает выставку обширная программа, состоящая из лекций, экскурсий, мастер-классов и театральных постановок, осмысляющих способы и возможности сохранения памяти о прошлом и понимания нами себя сегодняшних.
Сценография Петра Пастернака.
Автор и куратор выставки Надежда Пантюлина, старший научный сотрудник Государственного биологического музея имени К. А. Тимирязева, куратор проекта «Острова Теодора» в МВШСЭН (Шанинке), ведущий эксперт Центра исследования культурного наследия и автор концепции работы с наследием НИЯУ МИФИ.
Проект создан на грант Благотворительного фонда Владимира Потанина конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», получил диплом лучшего реализованного проекта 2019 года и специальную номинацию жюри Международного фестиваля «Интермузей-2019» за особый подход к созданию выставок.
При подготовке проекта были использованы фото- и архивные документы:
Центрального архива ФСБ России,
Национального архива Республики Карелия,
Национального музея Республики Карелия,
Государственного архива Российской Федерации,
Государственной публичной исторической библиотеки России,
Государственной национальной библиотеки,
Российской государственной библиотеки,
Библиотеки биологического факультета Московского университета имени М. В. Ломоносова, кафедры высших растений биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова,
Администрации Беломорско-Балтийского канала,
Российского государственного архива социально-политической истории,
Архива и музея Научно-информационного и просветительского центра «Мемориал»,
Архива при Информационном центре при МВД по Республики Карелия,
Государственного архива Вологодской области,
Музейно-выставочного комплекса «Музея Норильска»,
Национального архива Хельсинки,
архивов Ирины Галковой, Симона Шноля, Сергея Демичева, Николая Вехова, Ксении Кособоковой;
Государственного архива административных органов Свердловской области,
Государственного архива Свердловской области,
Свердловского областного краеведческого музея.
В проекте участвуют гербарии:
Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова,
Главного ботанического сада имени Н. В. Цицина РАН,
Ботанического института имени В. Л. Комарова РАН,
Музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска»,
Воронежского государственного университета имени профессора
Б. М. Козо-Полянского,
Научно-информационного и просветительского центра «Мемориал»,
частного собрания ботаника и краеведа Марины Трифоновой,
Музея института экологии растений и животных Уральского отделения РАН.