О проекте «Засушенному — верить» в журнале «Мир Музея»

В апрельском номере журнала «Мир Музеев» вышла большая статья о проекте «Засушенному —верить». Полный текст материала можно найти в этой публикации.

«Всё началось в 2012 году, когда я поняла, что жизнь наша меняется, и пора из истории о травах, которую я знала с детства, сделать сильный музейный проект. Травы были занесены вместе с заключенными Соловецкого лагеря особого назначения за тысячи километров от мест их обычной жизни к баракам лесозаготовительных командировок. 

Читать далее →

О чём молчат гербарные листы

В этикетке гербарного листа может содержаться больше, чем имя собравшего, место и время. Иногда это тонкие детали, которые очень трудно сохранять и трудно интерпретировать. Но они там есть. Попробуйте прочесть как написано на гербарном листе: myoso-t-i-s, — эти обращенные к кому-то “не забывай меня”, когда они прерываются и одновременно этой дробностью удлинены в звучании. Лист 1930 года с незабудкой Соловецких островов гербария Ботанического института РАН.
Дублируем публикацию двухлетней давности:

Читать далее →

Что такое музейный проект?

Что такое музейный проект? Какие проекты выигрывают конкурсы и получают гранты?

Есть у нас трудная тема – «музей-храм и/или музей-форум». Сегодня Благотворительный фонд Владимира Потанина объявил победителей конкурса Школы музейного лидерства, они получили возможность доработать свои проектные идеи до возможного социально значимого проекта. От этой новости вспомнила нередкие упоминания музейщиками неудач проектов на конкурсах.

Читать далее →

Памяти Теодора Шанина

“Эшелон, в котором ехали высланные, соединил несоединимых людей. Здесь были польские чиновники, еврейские купцы и ремесленники, в жизни они пересекались друг с другом редко или же никогда. У них даже языки были разные, но в эшелоне все говорили по-польски. Отношения в этом странном коллективе были очень хорошими. Говорили про войну, про семьи, которые остались где-то вдалеке, и особенно много говорили про Вильно.

Читать далее →

«Что может пригодиться в музейном деле из наблюдений лавины возникающих социальных процессов?»

Проект «Засушенному — верить» был сделан как поэтически-метафорический и одновременно естественно-научный способ дать почувствовать хрупкость жизни и опасность проявления агрессии у любого человека, почувствовать желание беречь друг друга. В работе над проектом были учтены многие социальные процессы и персональное восприятие. Он специально был сделан как неожиданный ракурс привычной темы для того, чтобы, может быть, появилась возможность быть услышанными далекими от темы людьми. И потому что человеческая агрессия — неискоренимая часть жизнеобеспечения наших тел, она есть в повседневности и разрастается до бесчувственных форм, если позволить ей распространиться и стать общепринятой социальной нормой.

Читать далее →

«Засушенному — верить» и миграция

16 ноября 2020 года в рамках Международного онлайн семинара «Музеи и люди в мобильном мире» состоялась Панельная сессия «Мигрирующие: люди, смыслы, артефакты. Как и что музей говорит о миграции?», в которой приняла участие автор проекта «Засушенному — верить» Надежда Пантюлина.

Читать далее →

Как выставки крупных музеев путешествуют по стране

9 октября автор проекта «Засушенному — верить» Надежда Пантюлина выступила на Музейной конференции «Единство непохожих», организованной Музеем космонавтики.

Участники сессии «На плечах гигантов. Практики крупных музеев в регионах» рассказали о своих региональных проектах, об организации выставок, особенностях взаимодействия с местным сообществом, выстраивании партнерских отношениях и многом другом.

Как показывать спорное и трудное: музейная экспозиция на острую тему

Доклад автора проекта «Засушенному — верить» Надежды Пантюлиной на Специальной конференции «Ученые против мифов – ПРОФИ» в 2019 году.

Читать далее →

Александр Германович Генкель

Вторая история из собранных для выставки проекта в Пермской государственной художественной галерее. Выставка начинается сразу после голландских натюрмортов и житейских сцен с вереницами смыслов, она смонтирована в трех залах надалтарного пространства, звук голоса множится в нем, и точно вписанные встали все наши конструкции, сухие стебельки
и тени-контуры, построенные художниками Петром Пастернаком и Марией Волохонской. От входа встречает нас лист пальмы профессора Генкеля.

Читать далее →