Видео встречи с Надеждой Пантюлиной в Казани

31 августа в Музее истории Казанского университета состоялось открытие выставки «Засушенному — верить».
Благодарим коллег из музея за запись встречи с автором проекта «Засушенному — верить» Надеждой Пантюлиной.

Выставка «Засушенному — верить» откроется в Казани

31 августа в 16:00 в Музее Н. И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета состоится открытие путешествующей выставки Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева «Засушенному — верить». Выставка — соединение архивных документов, научных исследований и театральной сценографии. О людях, попавших в условия репрессий и несправедливости, рассказано в неожиданном ракурсе — через лист гербария, который выступает как научный источник, архивный документ, метафора памяти и хрупкости жизни. Сухие растения становятся тонким способом вспоминать события и людей, помогают разговаривать на трудные темы, найти в себе следы прошлого и преодолеть их. В выставку включены работы современных художников Андрея Кузькина, Ивана Щукина, Рашида Сафиуллина.

Читать далее →

О проекте «Засушенному — верить» в журнале «Мир Музея»

В апрельском номере журнала «Мир Музеев» вышла большая статья о проекте «Засушенному —верить». Полный текст материала можно найти в этой публикации.

«Всё началось в 2012 году, когда я поняла, что жизнь наша меняется, и пора из истории о травах, которую я знала с детства, сделать сильный музейный проект. Травы были занесены вместе с заключенными Соловецкого лагеря особого назначения за тысячи километров от мест их обычной жизни к баракам лесозаготовительных командировок. 

Читать далее →

Отвечаю за каждую строку. Йожеф Лендел

Сколько людей в нашей стране знают тексты венгерского писателя и норильского заключенного Йожефа Лендела? Маленькая книжечка с первыми напечатанными рассказами о лагерях вышла в Венгрии в 1961 году до опубликования «Одного дня Ивана Денисовича» в «Новом мире». Лендел получил литературную премию, но долго и трудно выходили все следующие рассказы и романы. Его дочь Татьяна Лендел семь лет собирала к изданию книгу «Просроченный долг», которую передала для выставки, и готовит в опубликованию электронную версию. И так же, как отец, старается не упустить детали, которые делают события и людей сложными и живыми.

Читать далее →

О чём молчат гербарные листы

В этикетке гербарного листа может содержаться больше, чем имя собравшего, место и время. Иногда это тонкие детали, которые очень трудно сохранять и трудно интерпретировать. Но они там есть. Попробуйте прочесть как написано на гербарном листе: myoso-t-i-s, — эти обращенные к кому-то «не забывай меня», когда они прерываются и одновременно этой дробностью удлинены в звучании. Лист 1930 года с незабудкой Соловецких островов гербария Ботанического института РАН.
Дублируем публикацию двухлетней давности:

Читать далее →

Что такое музейный проект?

Что такое музейный проект? Какие проекты выигрывают конкурсы и получают гранты?

Есть у нас трудная тема – «музей-храм и/или музей-форум». Сегодня Благотворительный фонд Владимира Потанина объявил победителей конкурса Школы музейного лидерства, они получили возможность доработать свои проектные идеи до возможного социально значимого проекта. От этой новости вспомнила нередкие упоминания музейщиками неудач проектов на конкурсах.

Читать далее →

Памяти Теодора Шанина

«Эшелон, в котором ехали высланные, соединил несоединимых людей. Здесь были польские чиновники, еврейские купцы и ремесленники, в жизни они пересекались друг с другом редко или же никогда. У них даже языки были разные, но в эшелоне все говорили по-польски. Отношения в этом странном коллективе были очень хорошими. Говорили про войну, про семьи, которые остались где-то вдалеке, и особенно много говорили про Вильно.

Читать далее →

«Что может пригодиться в музейном деле из наблюдений лавины возникающих социальных процессов?»

Проект «Засушенному — верить» был сделан как поэтически-метафорический и одновременно естественно-научный способ дать почувствовать хрупкость жизни и опасность проявления агрессии у любого человека, почувствовать желание беречь друг друга. В работе над проектом были учтены многие социальные процессы и персональное восприятие. Он специально был сделан как неожиданный ракурс привычной темы для того, чтобы, может быть, появилась возможность быть услышанными далекими от темы людьми. И потому что человеческая агрессия — неискоренимая часть жизнеобеспечения наших тел, она есть в повседневности и разрастается до бесчувственных форм, если позволить ей распространиться и стать общепринятой социальной нормой.

Читать далее →

«Засушенному — верить» и миграция

16 ноября 2020 года в рамках Международного онлайн семинара «Музеи и люди в мобильном мире» состоялась Панельная сессия «Мигрирующие: люди, смыслы, артефакты. Как и что музей говорит о миграции?», в которой приняла участие автор проекта «Засушенному — верить» Надежда Пантюлина.

Читать далее →