Дыхание у выставки Проект «Засушенному — верить» три раза в год, — теперь Музей Природы и Человека, Ханты-Мансийск.
Выставка эта о необязательных движениях, на которые бывают нужны дополнительные силы, она взгляд в трудное прошлое не для обид и обвинений, — для понимания нас сегодняшних, внимательного всматривания в себя.
Зачем о трудном вспоминать? В наш мозг эволюционно от природы встроены механизмы его разгрузки, они не дают нам ощутимо знать о многом сей момент неактуальном и еще о том, с чем мы не в состоянии справиться. У нас внутри работают осознаваемые и неосознаваемые способы не вспомнить, забыть и не заметить, — от этого немножко страшно, но без такой защиты нас бы не было в этом мире.
Сильные острые переживания, если оставить их без работы, как бы мы ее ни называли: горевания, проговаривания, рефлексии — становятся травмой, которая не дает ранящим событиям остаться в прошлом. И тогда люди начинают действовать в своем настоящем, реагируя не только на новые события и людей, но и отвечая прошлым. Можно жить с травмой всю жизнь, и тогда она постепенно сходит со сменой поколений.
Выставка сделана как помощь в овладении навыком соотнесения себя и событий, для понимания наследства, с которым все мы живем, — когда от следов в документах мы переходим через следы в лесу и под ногами к следам в нас теперешних, наших взаимоотношениях и языке, — для того чтобы перестать передавать своим детям калечащие модели поведения.
Главные встречи и подарки Ханты-Мансийска — люди. Первый раз так много опыта разговоров с потомками самых разных участников событий, которые считают-чувствуют себя наследниками. Нквдшников: и это очень достойно произносил журналист Виталий Сапрыкин, и если он говорит, что о себе все давно понял, то его слова важнее слышать другим как опыт присвоения ответственности и голоса сторон. Спецпереселенцев: как смотритель Мария Кочегарова, увидев на столе альбом, начала искать свою бабушку, чтобы ее мне показать; собирал первый альбом и сам издал его Юрий Шагут, и после этого ему понесли фотокарточки для двух следующих; зам по науке Музея геологии, нефти и газа Иван Яшков, который спрашивал об уровне-степени доказательств гербарных листов, потому что в его музее была и будет выставка о спецпереселенцах; я была в гостях на “Перековке” и об этом прошлая публикация. Получила от Галины Захаровой подарком два деревянных чемодана спецпереселенцев, будут жить внутри выставок.
На открытии были внимательные серьезные лица студентов-экологов Государственного Югорского университета и взрослых людей не только Общества краеведов, были журналисты четырех разных передач Окружной теле-радиокомпании «Югра», я видела слезы чуткой Нади Суриной во время моих слов интервью, на которых я, обычно быстрая на картинки в голове, не вижу ни одной.
Собрала истории сибиряков ботаник и заведующая отделом природы Надежда Корикова. И одна из них о выпускнике Петровской академии Николае Скалозубове, который развивал культуру сельского хозяйства и крестьянское взаимодействие, чтобы сделать его системным и вывести на новый уровень производства, выведенный им сорт пшеницы “Мильтурум” в годы Великой Отечественной спасал от голода. По приглашению губернатора он стал главным агрономом и с его согласия организовал Крестьянский съезд Тобольской губернии 1905 года, который постановил, что земля должна принадлежать крестьянам. Собранные после этого в Березове ссыльным агрономом листы гербария хранит Ботанический институт РАН, сканы листов переданы для выставки в Музей Природы и Человека.
Головами и руками монтажа были реставратор Иван Быков и старший научный сотрудник, хранитель палеонтологической коллекции Валентина Мокерова, — красивые и ловкие, своим быстрым пониманием дававшие мне отдых в сверх интенсивном потоке монтажных дел, когда на 140 квадратных метрах зала получается вышагать 18 тысяч в день. Приспособления крепежа предметов этих историй сотворила заведующая реставрационной мастерской Лариса Халтурина. Куратор выставки в Ханты-Мансийске старший научный сотрудник отдела природы Оксана Белогай координировала все процессы подготовки показа проекта, организовывала этапы работы, отвечала за подготовку площадки и за дальнейшую работу выставки. Заметил выставку на далеком Интермузее-2019, придумал подхватить ее из Екатеринбурга и руководил всеми процессами директор Музея Природы и Человека Глеб Чечевин.
Верстала и готовила в печать местные истории дизайнер Елена Мансурова. Продвижением выставки в Ханты-Мансийске занимались Виктория Скосырева, Наталья Сайнакова и Александра Шипшилей. Фотографировал и видеофиксировал выставку и открытие фотограф Артур Байбулатов.
Звук и электрику настраивали: начальник информационно-аналитической службы Сергей Шипшилей, младший научный сотрудник информационно-аналитической службы Алексей Свешников. Собирали и готовили выставку к показу: заведующий отделом палеонтологии Константин Протодьяконов, инженер по обеспечению сохранности музейных предметов Андрей Горшков, монтажник экспозиции Владимир Кучук, и. о. заместителя директора по научной работе Дмитрий Сурков, начальник административной хозяйственной службы Иван Даутов.
Готовили и выдавали предметы сибирских историй выставки:
старшие научные сотрудники отдела музейных фондов Елена Тавшанжи, Галина Степанова и Александр Тучков; заведующая отделом музейных фондов Ольга Гришина, старший научный сотрудник сектора учёта Оксана Синянская, младший научный сотрудник сектора учёта Юлия Чечулина, главный хранитель Лидия Просяник.
Александр Мамаев и Иван Новиков сделали всё, чтобы выставка была доставлена в Ханты-Мансийск и обеспечена всем необходимым для её монтажа.
Среди фотографий две — Оксаны Белогай, одна — Виталия Сапрыкина.
Надежда Пантюлина