Выставка в период всемирного кризиса

Чем сейчас может пригодиться выставка проекта «Засушенному — верить», которую приняла гостеприимная Пермская художественная галерея. Выставка о хрупкости жизни, о риске критического количества страха в условиях неизвестности и несвободы, моделях поведения, прочно сидящих у нас внутри, и возможности избавляться от них и строить свою жизнь самим.
Мы столько знаем, пережили, столькому научились, что заработали красивое желание беречь жизнь другого. И у нас уже есть это ощущение — ценности не своей жизни.

В ситуации глобальных процессов, система ли это государственного подавления или эволюционный эксперимент размером с планету, у нас остается пространство для проявления человеческих чувств и поступков.
В пермских историях, которые открывают выставку «Засушенному — верить», есть яркий запоминающийся документ о протесте крестьян против лишения их гражданских прав и заступничество деревенского схода. Есть щемящий рассказ о насильственном переселении, взрослении и жизни до глубокой старости, в котором нет ни одного слова, напрямую маркирущего боль или смерть, они чуть обозначены, но дыхание перехватывает, и спасает только понимание, что все это время где-то рядом были близкие люди. Есть мощная история об исторической достоверности, она получилась из вишерских материалов, собранных Ольга Сафрошенко, и ключа к пониманию шаламовского антиромана, который открыла нам Elena Mikhailik. Собирая эту часть, я очень старалась показать возможность вглядывания в себя
и понимания поступков, своих и чужих, даже если они выглядят страшно некрасиво. Среди пермских историй есть два примера продолжения жизни
и работы вопреки происходящему вокруг. Одну из них рассказала Светлана Караваева, — об этнографе Павле Богословской, который собирал крестьянскую жизнь словами и подробностями. Все листы гербария, которые дают почувствовать пермские истории, хранит Пермский университет, на них живой памятью понятные пермякам годы, места и имена. Гербарные листы
с верным попаданием подобрала Елена Ефимик. Благодаря Сергей Шумихин на выставке есть история сложного выбора, — считать ли наследием живую пальму профессора Генкеля, свидетеля событий и первопоселенца Ботанического сада, или оранжерею, крышу которой она уже начала разрушать.

Фотография Кирилла Логинова

Выставка начинается сразу после голландских натюрмортов и житейских сцен с вереницами смыслов, она смонтирована в трех залах надалтарного пространства, звук голоса множится в нем, и точно вписанные встали все наши конструкции, сухие стебельки и тени-контуры, построенные Петром Пастернаком и Мария Волохонская. Лист пальмы встречает нас от входа, неровно-дробный ритм бесконечного «Дня» Иван Щукин выхвачен светом на темной стене, и «Следы», сохраненные Андрей Кузькин, отпускают нас в мир.

Оказались мы в Пермской галерее благодаря усилиям, желанию
и мудрости Юлия Тавризян. И это изумительная возможность для выставки — быть прочтенной в тексте художественной галереи. Монтировали дружными силами под ответственным управлением Ольга Старцева, с Юрий Котельников, который молниеносно уловил, какие фонарики нам нужны, монтажная группа: Александр Имберг, Антон Овчинников и Юрий Полянкин, Андрей Зубарев. Ирина Субботина спасла спокойствием и опытными руками реставратора, взяв на себя сложную работу, и листы гербария прикреплены надежно и невесомо. Masha Romashova помогла начать подготовку пермских историй и связаться с участниками нашей теперь дружной компании.
На открытии выставки мы познакомились с Юлия Смирнова, успели увидетьcя с Наиля АллахвердиеваJuliette ZasonyaАнастасия Шипицина Aleksey Kamenskikh.

Невозможно не думать, что мы успели нарастить тонкий слой гуманистических гражданских инициатив. И сейчас надо изо всех сил сохранять выставки, маленькие театры, издательства и книжные магазины, организации помощи попавшим в трудности и всем не таким как все.

Фотография Ольги Шур

Свет выставки делал Zinoviy Blank, рисунки — Katya Osipova, типографику — Victoria Kibe. Публикации проекта — Юлия Смольченко. Экспедиция, дешифровка и дендрохронология — Andrey Reznikov. С выставкой путешествуют истории Музея Норильска благодаря Наталья Федянина и Лилия Луганская; московские краеведческие — Маша Трифонова; Ботанического института РАН — Дмитрий Гельтман и Андрей Сытин; Московского университета и Цифрового гербария МГУ — Владимир Филин, Алексей Серегин, Дмитрий Соколов, Сергей Баландин; Воронежского университета — Анна Беденко; Международного Мемориала — Ирина Островская и Светлана Фадеева; Ботанического сада РАН — Наталья Решетникова.
Фотографии и материалы экспедиции Международного Мемориала — Ирина ГалковаНаталья БарышниковаLomakin NikitaПолли Полумиева.

Выставка сделана на грант Благотворительный фонд В. Потанина / Vladimir Potanin Foundation, все важные исторические части в ней подготовлены
с помощью Мария Шилова (работа в Государственном архиве и Исторической библиотеке) Международный Мемориал — Елена ЖемковаAlexandra PolivanovaЯн Рачинский, Никита Петров. В Пермь проект «Засушенному — верить» приехал благодаря поддержке Министерства культуры Пермского края. Выставка представляет путешествующий проект Государственный биологический музей имени К. А. Тимирязева, который в каждом городе будет прирастать новыми историями, в них листы гербария уточняют архивные документы и помогают чувствовать хрупкость нашей памяти и жизни.

3D-панорама выставки на сайте Пермской художественной галереи и полный перечень участников выставки.

Автор проекта Надежда Пантюлина

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *