О проекте «Засушенному — верить» в журнале «Мир Музея»

В апрельском номере журнала «Мир Музеев» вышла большая статья о проекте «Засушенному —верить». Полный текст материала можно найти в этой публикации.

«Всё началось в 2012 году, когда я поняла, что жизнь наша меняется, и пора из истории о травах, которую я знала с детства, сделать сильный музейный проект. Травы были занесены вместе с заключенными Соловецкого лагеря особого назначения за тысячи километров от мест их обычной жизни к баракам лесозаготовительных командировок. 

Классика музейного дела, — когда мы берем далёкий, неизвестный или красивый музейный предмет и раскрываем его таким способом, что он становится понятен людям как предмет своего времени, участник или свидетель событий и чьей-то жизни. Актуализация наследия, — когда предмет далёкого времени даёт понимание того, что с нами происходит сейчас, и как справиться с происходящим. И тогда люди уходят из музея с приобретением, помогающим жить, и от подаренного им понимания поднимается статус и музейного предмета, и музея. Я расскажу, почему выставочный проект с листами гербария и сухими травами имеет прямое отношение к актуализации наследия. Почему его было важно делать для нашей общей жизни. И как сотворить выставку, помогающую чувствовать. <…>

Зачем и как показывать трудное наследие 

Когнитивные психологи объясняют, что в норме человеческий мозг видит сложное и даже трудное прошлое более счастливым, чем это было в моменты трудностей, — это обычный процесс создания мозгом психологического комфорта, который необходим для жизни. Когда трудности преодолены, то нашими целями становятся новые процессы, а не анализ прошлого. Погружены в прошлое специалисты и люди с семейной трагической историей. Это они не устают напоминать всем остальным, что с нами было. То есть на первый взгляд трудное прошлое не у всех, а у определенных групп, у небольшой части общества. Но общественные отношения устроены так, что во время глобальных процессов неучаствующих не остается. И для нас сегодняшних важно не сортировать участников по степени вины, а нащупать в своей жизни калечащие модели поведения, которые мы наследуем от нашего прошлого и перестать транслировать их своим детям. И поэтому наша музейная задача — придумать способ раскрывать трудное наследие для чего-то очень важного в сегодняшней жизни. И это важное точно есть»…

Полный текст в pdf файле ниже:

*Фотография к публикации Александры Астаховой

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *