7—9 июня 2019 года в Историко-этнографическом музее-заповеднике «Шушенское» прошла всероссийская конференция «Инновационные направления деятельности музеев под открытым небом». Доклад Надежды Пантюлиной «Лист гербария как способ чувствовать» о проекте «Засушенному — верить» был представлен в тематической секции «Музейный сторителлинг: инновационные формы работы с материальным и нематериальным наследием».
Конференция организована Историко-этнографическим музеем-заповедником «Шушенское» совместно с Российским комитетом Международного совета музеев (ИКОМ России) в рамках реализации проекта, поддержанного Благотворительным фондом культурных инициатив (Фондом Михаила Прохорова).
Тезисы доклада «Лист гербария как способ чувствовать»
«С помощью музейных предметов можно рассказывать истории людей. Если это истории о сложном и трудном, то немногие захотят прийти в музей, чтобы их узнать. Истории о государственных репрессиях – болезненная тема, плохо проговоренная, с пока непримиримыми точками зрения, поэтому часто вызывает ответную агрессию. Но нам надо найти способы спокойно разговаривать об этом, потому что все мы наследники травм, оставленных этим временем в наших бабушках и дедушках. Травм, которые нам передали наши близкие, иногда бессловесным образом через малозаметные детали поведения. И если мы не сумеем разобраться с этими травмами, то будем продолжать калечить друг друга, используя воспринятые нами модели поведения. И мы можем учиться размышлять на эту тему в музее. Проект «Засушенному – верить» был задуман как деликатный тихий способ разговаривать о репрессиях прошлого века и нас сегодняшних.
Музей не должен развлекать публику, но если люди выйдут из него с яркими впечатлениями, то мы можем считать, что хорошо справились со своей работой. Удивление – важное дело для привлечения публики в музей, и оно же помогает включиться человеческому восприятию. Поэтому нужно искать необычный ход, чтобы раскрыть историю, и передать эту необычность названием. 47
Путешествующая выставка «Засушенному – верить» начинается с истории о травах, перенесенных на тысячи километров и проросших возле лагерных бараков. Название выставки напоминает помету на исправленных документах, потому что мы дополняем и уточняем архивные фотографии и документы листами гербария и естественнонаучными доказательствами, и благодаря этому точнее реконструируем события материковых отделений Соловецкого лагеря особого назначения. И нет уже ни людей, ни трав, но сохранены листы гербария, – они документ. Мы уточняем и бытующее в культуре «было да прошло, и быльем поросло», потому что да, прошло и поросло, но нам повезло, – есть люди, которые умеют читать это быльё как текст. И показывая на выставке разные малозаметные следы в лесу, мы добираемся до следов в нас сегодняшних, в наших взаимоотношениях и языке.
Если нам близка история, то мы ее запомним. Сделать близкой далекую от нас историю принудительного труда и насилия над незнакомыми нам людьми можно с помощью тонких ощущений, которые постепенно включают сочувствие. Для этих ощущений работают все детали гербарного листа. Символически работает хрупкость сухих растений. Работает способ монтировки, когда стебли прикреплены к листу с помощью белых полосок бумаги и тугих ниток. Как метафора насилия работает гербарный пресс – две рамки с сеткой, между которыми сушат собранные растения. Это крохотное насилие, когда вынули с корнями и стиснули между двух железок какойнибудь стебелек. Но если рядом на архивных лагерных документах прикреплены антропоморфные сухие веточки, то мы начинаем понимать человеческую боль через изломы растений. Антропологи хорошо объясняют, что агрессия – наше витальное свойство. И у человека для сдерживания агрессии существуют в первую очередь культурные механизмы. И только в культуре мы можем научиться воспринимать непохожих на себя чужих людей как не врагов. Удивительно, но сухие травы помогают это сделать.
В помощь гербарному листу работает культурная традиция сохранять в книгах и блокнотах травинки, листочки, цветы как память о событии, человеке, месте. Мы вкладываем эту хрупкую веще- 48 ственную память между страниц и находим оставленную там другими людьми.
И мы еще только дорастаем до понимания человеческой жизни как культурной ценности. С помощью гербарного листа можно передавать сложные многослойные ощущения, которые помогают почувствовать хрупкость и ценность жизни. И лист гербария может быть поднят на драматическую высоту, если рядом с ячменем, собранным у железной дороги, связывавшей лагерные отделения, поместить щемящие и могучие антивоенные строки нобелевского лауреата Шеймаса Хини о ячменных зернах, проросших на месте безымянных могил. Мы другими глазами начинаем смотреть на изломы стебля, когда думаем о жизни и смерти. И уносим с собой образы, которые поселяются в нас надолго и продолжают работать. Они помогают тоньше чувствовать чужие переживания, и они – хорошая основа для восприятия сложных тем».