Открытие выставки в Перми

5 марта в 16.00 в Пермской художественной галерее состоится открытие передвижной выставки Биологического музея им. К.А. Тимирязева и Международного Мемориала «Засушенному – верить», посвященной истории Соловецкого лагеря особого назначения. Это соединение архивных документов, научных исследований и театральной сценографии. О людях, попавших в условия жестоких репрессий, рассказывается под неожиданным углом — через лист гербария, который выступает как научный источник, символ памяти, архивный документ, способ почувствовать хрупкость жизни. 

Читать далее →

Доклады, выступления, публикации о проекте

Читать далее →

Подготовка к выставке в Перми

На фотографии — сборы Пермского университета за 1937 год — шесть листов Анатолия Пономарева, будущего заведующего кафедрой ботаники.

На фоне непрекращающегося мелькания крепких подтянутых тел Дайнеки и восторгов его мастерством начали работать с Машей Ромашовой над материалами для вступления к выставке проекта «Засушенному — верить» в Пермской государственной художественной галерее по приглашению Юлии Тавризян, — выставку будут начинать листы гербария Пермского университета и трагические истории Пермского края, собранные Пермским «Мемориалом».

Читать далее →

Доклад на ХI Всероссийской конференции Ассоциации естественно-исторических музеев России

23—25 октября 2019 года в Государственном Дарвиновском музее состоялась
ХI Всероссийская конференция Ассоциации естественно-исторических музеев РФ Российского комитета Международного совета музеев «Интерпретация природного наследия музейными средствами: перспективы, проблемы, решения». Автор проекта «Засушенному — верить» Надежда Пантюлина выступила на конференции с докладом ««Засушенному — верить», или Как выйти за рамки привычного восприятия».

Читать далее →

Воспоминания Надежды Пантюлиной о пилотной выставке проекта «Засушенному — верить» на NON/FICTION в 2017 году

Вот было испытание на скорость выстраивания смыслов и структуры. Когда вместо двух квадратных метров получаешь зал в семьдесят четыре.
Спасибо за доверие Наталье Эйхвальд.

На фотографиях — монтаж. Малозаметные следы в природе, собирая которые, мы приходим к ощущению, что память о событиях устроена красиво и сохранена в неожиданных местах и предметах. Что природа — текст. И можно научиться его читать. Что и лосиные какашки могут быть следами, по ним виден пол, время, состояние. Что неприятная на первый взгляд тема о трудных отношениях людей может повернуть нас лицом друг к другу и помочь понять.

Читать далее →

Журнал «Музей» о проекте «Засушенному — верить»

В августе 2019 года в журнале «Музей» вышла большая статья о проекте «Засушенному —верить». Этот материал можно прочитать в этой публикации.

«Выставка «Засушенному верить» не просто обращается к печальным страницам отечественной истории, но и доказывает, что иногда поводом для спокойного и осмысленного разговора о трудном наследии может стать простой гербарий.

Читать далее →

«Засушенному — верить» на КРЯКК

С 31 октября по 4 ноября в Красноярске прошла XIII Красноярская ярмарка книжной культуры.

Гостей фестиваля ждали содержательные дискуссии и круглые столы с экспертами из разных областей культуры, выставочные пространства, яркая детская площадка и, конечно, большое количество.

Тема этого года — «Локальные истории». «В фокусе локальной истории — жизнь человека во всем ее многообразии, на всей ее протяженности. Частный масштаб – это возможность проследить, как сквозь катастрофы, несчастья прорастала жизнь. Так локальная история не только фиксирует травму, но и становится способом изжить ее», — из официального пресс-релиза КРЯККа.  

Читать далее →

УЧМА ВНУТРИ

Я уезжала в щедрый июльский пузыристый дождь. В слоистом тумане автобус пробирался к Москве. Учма теперь у меня внутри. Во мне.

Учемские музеи собрали Василий Смирнов и Елена Наумова. В них предметы пяти столетий с сохранённым ощущением жизни, времени, человеческих рук. Им удалось собрать то, что называют нематериальным. Не только голоса и истории стариков. Обертоны голосов и предметов.

Читать далее →

Доклад на всероссийской конференции «Инновационные направления деятельности музеев под открытым небом»

7—9 июня 2019 года в Историко-этнографическом музее-заповеднике «Шушенское» прошла всероссийская конференция «Инновационные направления деятельности музеев под открытым небом». Доклад Надежды Пантюлиной «Лист гербария как способ чувствовать» о проекте «Засушенному — верить» был представлен в тематической секции «Музейный сторителлинг: инновационные формы работы с материальным и нематериальным наследием».

Конференция организована Историко-этнографическим музеем-заповедником «Шушенское» совместно с Российским комитетом Международного совета музеев (ИКОМ России) в рамках реализации проекта, поддержанного Благотворительным фондом культурных инициатив (Фондом Михаила Прохорова).

Читать далее →

Интервью Надежды Пантюлиной журналу «Посев»

Выставка не просто рассказывает о прошлом, о безымянных жертвах тоталитарной системы, о палачах и доносителях, она тревожит нашу, выражаясь словами немецкого социолога Т. Адорно, «ослабленную па-
мять», бередит наши травматические воспоминания, заставляет задуматься и найти в себе, в нашем языке, человеческих взаимоотношениях и окружающем мире следы этого страшного времени. Слова «клёвый» и «филонить», наши черты вроде неуважения к личности или самоцензура. Лагерь действительно ближе, чем кажется, он может быть внутри нас.

Читать далее →