Как выставки крупных музеев путешествуют по стране

9 октября автор проекта «Засушенному — верить» Надежда Пантюлина выступила на Музейной конференции «Единство непохожих», организованной Музеем космонавтики.

Участники сессии «На плечах гигантов. Практики крупных музеев в регионах» рассказали о своих региональных проектах, об организации выставок, особенностях взаимодействия с местным сообществом, выстраивании партнерских отношениях и многом другом.

Как показывать спорное и трудное: музейная экспозиция на острую тему

Доклад автора проекта «Засушенному — верить» Надежды Пантюлиной на Специальной конференции «Ученые против мифов — ПРОФИ» в 2019 году.

Читать далее →

«Что такое историческая достоверность?»

Кадры отчетной фотофиксации лагерной жизни совсем не похожи на страшные подробности из рассказов людей, переживших государственный террор, и зафиксированные в архивных документах. Мы предлагаем пример ключа к пониманию способности не видеть неприятного, не заметить страшного, не помнить, когда нет сил помнить и не можешь вмешаться и исправить. На листе гербария — седумы, они осыпались и поломались, это невысовывающиеся растения голых камней. На стекле — внутренняя структура тела дерева. Как честное вглядывание в себя, свое взросление, ошибки и потери.

Читать далее →

Трудиспользование мускульной силы

Огромны архивные рассекреченные материалы о жизни людей Пермского края. Тексты этих документов трудно читать. Люди на стройках и лесозаготовках названы «спецконтингентом», «нетрудовыми элементами», подсчитана польза от их мускульной силы. Голод и смерть описаны словами «казалось бы, что вопросу о сокращении детского населения, как будущей рабочей силе районов спецссылки, следовало бы уделить особое внимание».

Читать далее →

Вспоминает Ефросинья Дмитриевна Шумяк

На гербарных листах — растения, которые ботаники называют съедобными дикорастущими. Их собирали многие поколения наших предков, они по-прежнему еда для знатоков. И вроде бы ничего необычного. Но собраны они совсем рядом и за несколько лет до того, как начался рассказ нашей героини. Нам не слышно голоса Ефросиньи Дмитриевны. Но текст сохраняет интонацию. Она перечисляет события, иногда только намечая хрупкую границу жизни.

Читать далее →

Александр Германович Генкель

Вторая история из собранных для выставки проекта в Пермской государственной художественной галерее. Выставка начинается сразу после голландских натюрмортов и житейских сцен с вереницами смыслов, она смонтирована в трех залах надалтарного пространства, звук голоса множится в нем, и точно вписанные встали все наши конструкции, сухие стебельки
и тени-контуры, построенные художниками Петром Пастернаком и Марией Волохонской. От входа встречает нас лист пальмы профессора Генкеля.

Читать далее →

Выставка в период всемирного кризиса

Чем сейчас может пригодиться выставка проекта «Засушенному — верить», которую приняла гостеприимная Пермская художественная галерея. Выставка о хрупкости жизни, о риске критического количества страха в условиях неизвестности и несвободы, моделях поведения, прочно сидящих у нас внутри, и возможности избавляться от них и строить свою жизнь самим.
Мы столько знаем, пережили, столькому научились, что заработали красивое желание беречь жизнь другого. И у нас уже есть это ощущение — ценности не своей жизни.

Читать далее →

Участники проекта в Перми

Выставку открывает зал с подлинными листами гербария, 
которые хранит Пермский университет. Рядом — истории о людях, 
они жили в Перми и на территории края в трудное время 
советского государственного террора, когда у людей было больше
обязанностей и страха за жизнь, чем прав и возможности жить. 
Сухие растения на листах гербария помогают почувствовать 
пермские истории трудного прошлого. На этикетках —
памятные следы времени, людей, событий и мест. 
Зачем об этом рассказывать и вспоминать? Мы, на ощупь 
и не зная дороги, уходим от привычек, слов, отношения к себе и другим, 
которые остались в нас от недавнего времени. Мы пробуем вспоминать 
и беречь людей. Вспоминать и учиться видеть сложность человека. 
Прощать и помнить, что агрессия в каждом из нас может вспыхнуть от страха.
Что согласиться с жестокостью и несправедливостью несложно, если
перестать считать кого-то человеком. На выставке есть слова людей,
переживших это несправедливое время. И истории людей, продолжавших 
собирать то, что мы сегодня чувствуем и считаем наследием.

Читать далее →

Павел Степанович Богословский

Lythrum salicaria, дербенник иволистный, или плакун-трава.
Фотография Кирилла Логинова.

Выставка «Засушенному — верить» начала свое путешествие в гостеприимной Пермской художественной галерее (3D-панорама выставки на сайте галереи). Сразу после голландских натюрмортов и жанровых сцен XVIII века, в которых из предметов-символов складываются тексты, начинается зал историй Пермской земли. Мы сложили эти истории из листов гербария Пермского университета, их отобрала Елена Ефимик, доцент кафедры ботаники и генетики растений, и материалов, собранных отозвавшимися пермяками, подробнее о которых написано в полном перечне участников. Историю Павла Богословского подготовила Светлана Караваева, сотрудник учебно-научной лаборатории теоретической и прикладной фольклористики филологического факультета Пермского университета. Фотографии из Государственного архива Пермского края прислала главный археограф Жанна Надымова.

Читать далее →

Без родителей

Нонна Петровна Потапова. Родилась 24 апреля 1928 года в г. Перми. Отец, Петр Федорович Галанинский, расстрелян в январе 1938 года. Мать, Юлия Константиновна, провела в сталинских лагерях 8 лет.

«Дед мой, по маминой линии, был священником и все его прадеды тоже священники. Но в 1918 году, когда после белых пришли красные, они его избили и он умер. Это было в Карагае. Дед был очень интересным человеком, я читала о его жизни в книгах, которые называются Клировые ведомости: дореволюционные записи всех священников, которые работали в той или иной церкви.

Читать далее →