Ижевские истории

Четыре ижевские истории связаны между собой и с темой выставки. Они о людях в трудных событиях страны и смене эпох и об опорах, которые помогают человеку не просто выжить в новых условиях, но и сохранить верность своим идеалам и ценностям. 

Ижевский Завод не только общее место рождения братьев Новиковых и Прокопия Алексеева, но и условия формирования мировоззрения. Новиковы — представители военно-инженерной элиты Завода, заложенные в семье понятия «честь», достоинство», «верность стране» помогают начать службу новой России. Служить ей, несмотря на репрессии. Пока отец был начальником завода, они жили в этом доме с левкоями в саду. Семена левкоев — будущие цветы, мы посадим их весной.

Прокопий Алексеев — потомственный Мастер, типичный ижевец: знает себе цену, немногословен, с хитринкой, «себе на уме». Это те, кто до советской власти понимали, что верить можно только в себя. Царский кафтанщик награжден советским орденом. Участвовал в создании миниатюрных действующих винтовок, которые стали легендой Всемирной промышленной выставки 1910 года, а одна была подарена лидеру уже новой советской власти. Да, из него делали пропагандистского Левшу. А он работал, сколько позволяли силы, и жил укладом старого ижевского мастерового: завод и мастерская, сад и огород. 

Елена Миллиор и Кузебай Герд попали в ткань ижевских историй из другой среды: из Петербурга Серебряного века и удмуртской деревни. Миллиор во многом формирует научную и творческую среду университета, ей помогают античные идеалы с гуманистической идеей в основе. Кузебай Герд стал создателем удмуртской государственности, верит в эту идею искренне и романтически. Использует все свои таланты поэта и ученого. Расстрелян в урочище Сандармох вместе с другими лидерами политических, национальных и религиозных движений, деятелями культуры, учеными.
=================================================

На мой взгляд, все четыре истории могут связаны как между собой, так и с темой выставки. Про что выставка? Про трудное наследие страны, смену эпох и про то, что помогает человеку не просто выжить в новых условиях, но и сохранить верность своим идеалам (ценностям). Самые «ижевские» истории – это Новиковы и Алексеев. Ижевский Завод (именно с большой буквы)– это не только их общее место рождения, но и условия формирования их мировоззрения. С одной стороны – представители военно-инженерной элиты Завода, с другой – потомственный Мастер (напомню, что по А. Иванову «мастер» — это уральский архетип). Для братьев Новиковых заложенные в семье понятия «честь», достоинство», «верность стране» помогают начать службу новой России. Служить ей, несмотря на репрессии. Прокопий Алексеев – типичный ижевец: знает себе цену, немногословен, с хитринкой, «себе на уме». Это те, кто до советской власти понимали, что верить можно только в себя, в свое мастерство, а власти приходят и уходят. Своей судьбой связал две эпохи. Царский кафтанщик награжден советским орденом. Участвовал в создании миниатюрных действующих винтовок, которые стали легендой Всемирной промышленной выставки 1910 года, а одна была подарена лидеру уже новой советской власти. Да, из него делали пропагандистского Левшу.  А что он? Работал, сколько позволяли силы, и жил укладом старого ижевского мастерового: завод/мастерская, сад/огород. 

Елена Миллиор и Кузебай Герд попали в ткань ижевских историй из другой среды. Одна из богемной среды Петербурга Серебряного века, второй – из глухой удмуртской деревни. Миллиор во многом формирует научную и творческую среду университета. Что помогает выжить ей, неприспособленной к быту, в отсутствие среды столичного города? Античные идеалы, в основе которых гуманистическая идея.

Кузебай Герд призван эпохой стать создателем удмуртской государственности. Верит в эту идею искренне, романтически. Использует все свои таланты поэта, драматурга, ученого.

У каждого из наших героев  была опора на очень важные для них принципы (не всегда осознанная). Принципы, заложенные у всех по-разному: семья, образование, традиции. В стихах Вячеслава Иванова, посвященных Нелли Миллиор есть строчки: « иди же, Нелли, не скользя, сквозь гор и льдины, и метели, на Дионисовы свирели. Кому они однажды пели, тому нейти на зов нельзя». И я думаю, что это не только про творчество.

Представленные в экспозиции ижевские истории кажутся разновременными и разносословными. 
Но они связаны как между собой, так и с темой выставки. 
Сыновья начальника Ижевского завода В.И. Новикова — представители военно-инженерной элиты. 
Прокопий Алексеев — потомственный Мастер, кафтанщик. Завод –  место их рождения и формирования мировоззрения. Для братьев Новиковых заложенные в семье понятия «честь», достоинство», «верность стране» помогают начать службу новой России. 

Прокопий Алексеев – типичный ижевец: знает себе цену, немногословен, «себе на уме». Своей судьбой связал две эпохи. Царский кафтанщик награжден советским орденом. Участвовал в создании миниатюрных действующих винтовок, которые стали легендой Всемирной промышленной выставки 1910 года, а одна была подарена лидеру уже новой советской власти. 
Елена Миллиор попала в Ижевск из богемной среды Петербурга Серебряного века. Она во многом сформирует научную и творческую среду местного университета. Что помогло выжить ей, неприспособленной к быту, в отсутствии среды столичного города? Античные идеалы, в основе которых гуманистическая идея.

Кузебай Герд родился в удмуртской деревне. Щедро одаренный талантами поэта, драматурга, ученого он был призван эпохой стать создателем удмуртской государственности. Верил в эту идею искренне, романтически. 

У каждого из наших героев была опора на ценности, заложенные семьей, образованием, традициями. Именно они помогают человеку не просто выжить в новых условиях, но и сохранить верность своим идеалам.

Марина Борисовна Рупасова,
заместитель директора Выставочного центра «Галерея»
(Музей города Ижевска)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *